Время собирать камни...
Автор: Рада Михайлова,
искусствовед
|
|
Он родился летом, как раз в те
дни, когда православная церковь отмечает дату рождения известного русского
гуманиста XIV столетия Сергия Радонежского, и получил имя Сергей. Возможно,
что не без этой незримой связи, нравственные искания - наиболее характерная
черта художественного видения Сергея Кочкина. И подобно своему великому
тезке, он исполнен высоких идей о гармоничном устройстве мира, где Человек
тот, кто "за все в ответе ". |
Работам этого художника свойственно
ощущение одухотворенности как основной субстанции материи вселенной. Сам
же пластический образ мира, отражающий в творчестве любого мастера мир
личностный, отмечен внутренним неспокойствием: он движется, меняется, живет
своей жизнью. Архитектоническая напряженность композиций в работах Сергея
Кочкина рождается из органичного слияния пространства и силуэта, а главным
выразительным и объединяющим средством оказывается математически логичный
ритм. Подобно ударнику в оркестре, этот ритм придает работам "сгущенную"
яркость и "чувственную" окраску. Автор воспринимает многие нюансы живописи,
как музыкант, долгое время игравший в ансамбле. Музыка для него — родственная
стихия. Можно говорить о "музыкальности" его композиций, о чувстве ритма,
о мастерстве "контрапункта" и тонком слухе к цветовым "тональностям". Музыкальное
начало опредмечивается во всем, что бы ни изображал Сергей, будь то фигуры
людей или животных, архитектура или предметы быта. Он ищет такие методы
сюжетосложения и такие приемы отражения фактов и времени, которые бы сделали
духовную проблему "озвученной" и "пластически наглядной".
В "Гербарии
сумасшедшего" хрупкое тело бабочки, пригвожденное чьей-то жестокой
рукой, "взрывается" кровью. Эта кровь заливает мечети и церкви па дальнем
плане. Анализ духовных пластов реальности, к которому ведет сюжетная линия
этой первой части диптиха, ставит перед цепью вопросов о добре и зле, о
беззащитности красоты, о прошлом, из которого путь - в настоящее.
"Завтрак
для сумасшедшего", с "черной дырой" на стене и пустой тарелкой - продолжение
темы, предостережение безумному, непростительно халатному в своем попустительстве
человечеству. Предостережение о том. что его ждет, если не остановиться
уже сейчас, не перестать уничтожать природу, а вместе с ней, и саму жизнь.
Автор стремится к созданию собственного
гуманного и разумного миропорядка, которому чуждо холодное равнодушие.
Но и красота не равнозначна безмятежной гармонии. В этапной работе "Размышления
над вечностью", появившейся в результате путешествия на Восток, в Арабские
Эмираты, где проходили выставки художника, красные пирамиды и перевернутый
полумесяц лишь внешне статичны. За их спокойствием кроется тревога, а замкнутый
мир - это требующий заботы и охраны мир остро осознанных, простых, и, одновременно,
больших человеческих ценностей.
Взаимопроникновение духовности внутренней
и духовности субстанциональной, части общей реальности, - один из лейтмотивов
образа вечного мира. Другой лейтмотив - стихии: вода, небо, земля, светила.
В ряде работ "знаки стихий" - лишь цветовые градации, напоминающие радужные
переходы в атмосферных слоях, где нет горизонта и нет четко очерченной
границы воды и неба, но автору удается создать убедительный образ взаимосвязи
и неразрывности всего сущего. Это некая общая картина "тверди и хляби"
до возникновения современной цивилизации, где нет места неразумному "прогрессу",
приближающему человечество к гибели.
Как спасение возникает образ солнечного
света, светозарный поток, сгусток активной духовной энергии мира, отсвет
ее безбрежной диалектики. Цвет жизни, он ассоциируется с летом, зноем,
расцветом природы и жизненной силой. Солнечное сияние в работах Сергея
Кочкина переливается различными оттенками золотистых тонов, то нежными
рефлексами светлого майского солнца, то темными "сгустками" медовой охры.
Золотые отблески пронизывают живописную ткань полотен "Двое"
и "Утро". В последней
- изображена молодая женщина у зеркала, в окружении полуреальной, полупридуманной
обстановки. Ее силуэт, погруженный в светозарные потоки, господствует над
пространством, легкий, непроницаемый, прозрачный. Лицо женщины несет в
себе черты личного начала, которого лишен бесконечно многообразный, но
неодушевленный мир вокруг. В движении тонких бровей, в затаивших блеск
глазах - страсть и вдохновение, пытливость и тревога, которыми одарено
только человеческое существо. Кто эта загадочная женщина, золотая, как
само солнце?
Золотистый "зерновой" фон - цветовая
доминанта и в работе "Полдень".
Она раскрывает специфическую сторону творчества Сергея Кочкина, что-то
вроде авторского жанра, - своеобразную полемику с мастерами искусства через
художественное произведение. Пристальное внимание художника обращено к
творчеству отечественных и зарубежных авторов, с которыми он выражает идейное
согласие или вступает в дискуссию.
Так, например, он полемизирует с
автором "Купания красного коня" К. Петровым-Водкиным: белый конь - образ
личных размышлений, восходящий к популярному в народных сказаниях герою-защитнику,
запечатленному и знакомому по древним иконам, народным росписям, поверьям
и песням. Обращение к формулам иконописи - характерная черта творчества
Сергея Кочкина, тяготеющего в построениях формы к знакам-символам, как
основному элементу образа. Древнерусская живопись, с ее отточенной веками
знаковой системой, безусловно, занимает здесь главное место.
В работе "Возвращение", где изображен
дом-монастырь и скалы-"горки", при помощи приемов древнерусской живописи
он "переводи!" реальный пейзаж в условную среду, а характерное для иконописи
иносказание в вице разбросанных камней напоминает нам о "времени собирать
камни" и ассоциируется не только с библейской притчей, но и с актуальностью.
Подобный прием мы видим и в фильме А. Тарковского "Жертвоприношение", где
видовой ряд намеренно строится по принципу композиций известных произведений
древнерусской живописи, религиозной живописи Испании XVII века и живописи
передвижников.
Знак-символ положен в основу многих
работ Сергея Кочкина, а они часто весьма несхожи между собой. Так, в гротескной
работе "Мясорубка жизни", символ определяет композицию. Перед нами зримо
предстает картина монотонного "вращения" и "перетирания" людей в жизни,
бездушной и полной потерь, где одни заменяют других подобно болванкам на
фабричном конвейере. Сюжетно и композиционно работа восходит к творчеству
нидерландского мастера эпохи Возрождения Иеронима Босха, причудливо соединяя
черты фантастики, фольклора, сатиры и реальных наблюдений. Наследие И.
Босха очевидно в сложении художественного видения Сергея Кочкина, отсюда
и его тяготение к творчеству испанца Сальвадора Дали, полемика с которым
составляет целое направление работ С. Кочкина.
Фантазер и мечтатель, искатель "запредельных
тайн", поэт "неизреченного", Сергей Кочкин хочет прикоснуться к тайне жизни,
к ее изначальной подлинности. Его работы, где преобладает "знаковость",
кажутся отражением космической тайнописи, словно подслушанной случайно
и положенной на бумагу простодушной детской рукой.
Журнал "Стиль&ДОМ"
№ 5/24 2000
|